Всемирный день без табака


По данным ВОЗ курение является причиной 85% смертельных исходов от рака легких, бронхов, трахеи, 16% смертей от ишемической болезни сердца, 26% смертей от туберкулеза, 24% инфекций нижних дыхательных путей. Неприглядная картина в этой области складывается в России. У нас курит около 10% женщин, заядлыми курильщиками являются более 50 — 60% мужчин. Более того, наша страна заняла четвертое место в антирейтинге стран, в которых табак уносит максимальное число жизней, уступив только Китаю, Индии и США.
В современной России активные меры по борьбе с курением начались 20 лет назад. Так в 2001 году был принят первый федеральный закон «Об ограничении курения табака». В 2013 году введен новый федеральный закон — «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», согласно которому было запрещено курение в общественных местах, спонсорство и реклама табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В последние годы в результате принятых мер в РФ наблюдается некоторое сокращение числа курящих. В 2009 году в России курящими являлись 39,4% взрослого населения, в 2016 году эта цифра снизилась до 30,9%.
По данным за 2022 г., во всем мире табак в той или иной форме употребляют по меньшей мере 37 миллионов молодых людей в возрасте 13-15 лет. В Европейском регионе ВОЗ табак употребляют 11,5% мальчиков и 10,1% девочек в возрасте от 13 до 15 лет (в общей сложности это 4 миллиона человек).
Для сохранения многомиллиардной прибыли, табачной индустрии необходимо каждый год находить миллионы новых клиентов на смену людям, которые умирают или бросают курить. Для этого создаются условия, способствующие популярности табачной продукции среди нового поколения. Табачная индустрия использует социальные медиа и стриминговые платформы на которых применяют такие рекламные приемы, которые кажутся привлекательными для подростков. В этот день Всемирная Организация Здравоохранения призывает сообщества, родителей и педагогов объединиться против таких продуманных стратегий, как целевая реклама.
Некоторые изделия, такие как электронные сигареты и никотиновые паучи, быстро набирают популярность среди молодежи. По оценкам, в Европейском регионе в 2022 г. электронные сигареты использовали 12,5% подростков и лишь 2% взрослых. В некоторых странах распространенность использования электронных сигарет среди школьников в 2-3 раза превышает распространенность курения обычных сигарет.
Табачная индустрия сознательно продает молодым людям продукцию, вызывающую смертельную зависимость, и поэтому по случаю Всемирного дня без табака 2024 года мы призываем правительства стран и сообщество экспертов против табака защитить нынешнее и будущее поколения и призвать индустрию к ответственности за причиняемый ею вред.